Ёсида Котаро - наставник Оямы по Дайто-рю айки дзк дзюцу

Оглавление:

 

На стене тренировочного зала на первом этаже здания штаг квартиры Кёкусин кайкан можно видеть свидетельство (мэндзё мс куроку) о прохождении Оямой Масутацу курса самозащиты тростью и зонтиком в додзё мастера Дайто-рю айки дзю-дзюцу Ёсида Котаро. Оно так и называется — «Список приемов самозащиты трс стью и зонтиком по системе Ёсида» («Ёсида-сики сутэкки парасо-ру госин-дзюцу мокуроку»).

 

Некоторые приемы, из перечисленных в этом свидетельстве, поклонники Кёкусинкай могли видеть на страницах книги Оямы Масутацу «Хидэн Кёкусин каратэ» («Секреты каратэ Кёкусин»), в англоязычной версии — «This is Karate» («Это каратэ»). Там же в разделе «Иппон-кумитэ» имеются фотографии Оямы, запечатлевши его во время исполнения бросков и болевых приемов, характерных для школ традиции айки-кэй будо. Это доказывает, что Оям учился у мастера Ёсиды не только приемам боя тростью и зонтиком, но и вообще технике Дайто-рю айки дзю-дзюцу. Кем же он был — этот мастер Ёсида? Каков был его путь в боевых искусствах?

В настоящее время о Ёсиде известно не очень много — слишком мало материалов, касающихся его деятельности, сохранилось до наших дней. Неясно даже, живы ли сейчас какие-то его родственники, а из всех «многочисленных учеников», о которых упоминает Ояма, широко известен лишь один — наставник Кондо Кацуюки, директор додзё школы Дайто-рю Симбукан в Коива на окраине токийского района Эдогава. Мастер Кондо стал учеником Есиды в 1963 г., когда тот уже был в старческом возрасте, и провел близ него три года. Затем наставник Ёсида представил его тогдашнему патриарху Дайто-рю, ныне покойному Такэда Токимунэ. Токимунэ был сы- ном великого мастера Такэды Сокаку, который, как считается, впервые познакомил широкую публику с секретным боевым искусством клана Такэда и обучил ему другого знаменитого человека из мира будо — основателя айкидо Уэсибу Морихэя. Такэда Токимунэ был единственным человеком, который получил от Сокаку высшую мастерскую лицензию сокэ дайри — «полномочный патриарх» — и возглавил штаб-квартиру фамильной школы, находящуюся на Хоккайдо.

«Я стал учеником наставника Есиды после того, как учитель переехал в Намэгава (г. Хитатэ) префектуры Ибараги. В то время у него была парализована левая сторона тела. Я же в ту пору был студентом университета и ездил в Намэгаву из Токио на выходные. Я помню, что, когда я вписывал свое имя и ставил свою печать в „Эймэйроку“ (букв. „Записи имен героев“ — так в Дайто-рю называется тетрадь, в которую заносится информация о новых учениках и присвоении степеней мастерства), то увидел немного выше имя сэнсэя Оямы», — рассказывает Кондо Кацуюки. В то время Ояма уже был известен всей Японии как «убийца быков», так что нет ничего странного в том, что Кондо сразу обратил внимание на его имя.

К сожалению, Кондо мало что помнит об учителе Ёсида, поскольку в то время его интересовали только приемы и ничего более. "Сейчас, когда я об этом думаю, мне становится очень жаль, что я не интересовался личностью наставника",- говорит он.

Согласно имеющимся в распоряжении историков немногочисленным документам, Ёсида Котаро (1883-1966) родился в 1883 г, Служил в сухопутных войсках, но недолго, и дослужился лишь дс чина подпоручика, потом поселился в г. Китами на острове Хоккайдо, где одно время заведовал частной библиотекой и газетным издательством. В 1915 г. он познакомился с мастером Такэда Соках) и стал его учеником. Интересно, что, по словам Кондо Кацуюки именно Ёсида представил Такэде будущего великого мастера Уэсибу Морихэя.

«Когда я заглянул в тетрадь благодарственных записей, хранившуюся у сокэ (патриарха) Такэда Токимунэ, то обнаружил расписку о получении в 1926 г. сэнсэем Ёсида жалованья в качестве кёд зю дайри — «полномочного инструктора» — от сэнсэя Такэда Сокаку Таким образом, я узнал, что уже в тот период учитель Ёсида обла дал высокой степенью кёдзю дайри«,- рассказывает Кондо.

В послевоенный период Ёсида Котаро некоторое время прело давал айки дзю-дзюцу школы Дайто-рю в токийском районе Тоёсима. Видимо, именно в это время к нему и пришел Ояма Масутацу.

«Поскольку я еще ранее у себя на родине освоил основы школь Дайто-рю у наставника Хосоно Цунэдзиро, то с определенного момента сэнсэй Ёсида начал учить меня наряду с техникой боя без оружием приемам боя боевым железным веером (тэссэн) и железной дубинкой дзиттэ и другим разделам боя с оружием. По-видимому, сэнсэю больше всего нравилась техника боя с оружием. Такая техника изначально существовала в Дайто-рю, например, Такэ-да Сокаку преподавал своим ученикам приемы каса-дори — защиты о противника, когда одна рука защищающегося занята зонтиком, но, видь мо, сэнсэй Ёсида многое добавил и с себя. Я думаю, что эти, добавленные им приемы, он и зафиксировал в списке, содержащемся в лицензии, врученной им мастеру Ояма», — говор Кондо Кацуюки.

В тот период, когда к мастеру Ёсид пришел Кондо, он уже не мог по-настоящему преподавать из-за паралича левой половины тела. Поэтому н стоящего додзё у него не было, и Кондо он большей частью занимали прямо у себя в комнате. Иногда Ёсида с помощью Томабэти Есими, учения из додзё Хосоно, выбирался во двор дома и там показывал на нем приемы.

«Чтобы сэнсэй смог встать с подушки для сидения, я должен был подавать ему руку, но когда он схватывал меня своей единственной дееспособной правой рукой, я даже пошевелиться не мог, хотя вес у меня уже тогда был весьма солидный», — рассказывает Кондо. Если вспомнить, что речь идет о парализованном восьмидесятилетнем калеке, можно вообразить себе, каким было его мастерство в годы расцвета.

Сам Ояма Масутацу на страницах «This is Karate» дал весьма впечатляющую характеристику Ёсиды Котаро как величайшего ма- стера будо:

«Мне хочется сказать несколько слов о моем учителе Ёсида Котаро, который с помощью специальных методов тренировки овладел невероятной техникой. Несмотря на то, что он является наилучшим учителем боевых искусств в школе Такэда и, вдобавок, величайшим авторитетом в других искусствах, вся его жизнь была тяжелой. Он был непревзойденным мастером в области айкидо, кэн-до (фехтование на мечах), дзюдо и сюрикэн-дзюцу (техника метания лезвий). С другой стороны, это совершенно эксцентричный человек. Он всегда одет в традиционный японский костюм и носит с собой железный веер. Хотя у него есть дом, он предпочитает покидать его и жить своей собственной жизнью. Он говорит: «Мое жизненное призвание состоит в чтении и написании книг и в занятиях боевыми искусствами». Если бы кто-нибудь сказал моему учителю: «Я заплачу Вам любые деньги, какие захотите, если Вы научите меня приемам каратэ», — он, наверняка, не стал бы обучать этого человека. Если ученик не будет подходить ему как человек, Ёсида ничему не станет его обучать. Сегодня, когда он приближается к своему девяностолетию, хотя у него много последователей, и хотя многие из его учеников сейчас преподают каратэ в других школах, он по-прежнему живет в бедности.

Когда Ёсида был молод, он не знал поражений в схватках с представителями торидэ-дзюцу (техника болевых приемов, разновидность дзю-дзюцу), кэндо и дзюдо. Он всегда говорил, что боевые искусства предназначены для физической и психологической тренировки и дисциплинирования человека, а не для использования в качестве средств обогащения или удовлетворения тщеславия...

Я прочел множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приемах, столь замечательных, как приемы моего учителя Ёсида. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными...

В качестве примера того, насколько в действительности превосходна одна техника этого человека, я сошлюсь на его способность ловить муху в полете парой палочек для еды. Это прием такого сорта, какой выполнить может лишь тот, чьи движения, техника и дыхание доведены до совершенства. Если осенью, когда погода холоднее, и мухи сонные, это может быть не таким уж трудным делом, то в середине лета, когда мухи очень активны, поймать их таким образом — дело нешуточное. Несмотря на это, примерно до пятидесятилетнего возраста Ёсида выполнял этот трудный прием с необычайной ловкостью...

Говорят, что для того, чтобы отработать свой прием ловли мухи палочками для еды, Ёсида повторил его около 300000 раз. Сначала он поймал пчелу, привязал ее к столбу никойи и упражнялся в ее ловле. Когда он убедился, что может поймать пчелу, он поймал большую муху, привязал ее нитью и упражнялся на ней. Он также детально изучал повадки и особенности полета мух. После многих тысяч повторений он овладел ловлей мухи на открытом пространстве. Я читал о таких вещах в книгах, но Ёида — единственный человек, которого я реально видел выполняющим этот прием, и это не говоря уже о многом другом«.

Упоминает о мастере Ёсида Ояма Масутацу и на страницах своего журнала «Гэккан пава каратэ» («Ежемесячник сильнейшего каратэ»; позже этот фрагмент был включен в книгу «Масу Ояма-но сэйкэн итигэки» — «Удар кулаком Маса Оямы»): "Сэнсэй всегда ходил в традиционном японском костюме с длинными, спускающимися вниз волосами... Когда он приходил ко мне домой, то обязательно звал из прихожей: "Прошу выйти! Прошу выйти«!- а потом громко спрашивал: «Дома ли господин Ояма»?«"

«Он производил впечатление очень страшного человека, — делится своим первым впечатлением от Ёсиды наставник Кондо. Он очень четко произносил все слова, и от него веяло такой суровостью, что по всему телу проступал пот. Когда я с ним познакомился, то подумал: „Надо же, есть еще самураи“!».

По словам Кондо Кацуюки, сэнсэй Ёсида никогда не смеялся и не шутил и требовал неукоснительного соблюдения традиционного этикета. Даже когда его жене требовалось куда-то выйти из дома, она приходила к нему, опускалась на колени в поклоне и сообщала, куда направляется.

В то же время Ёсида Котаро был ученым, и его квартира была набита различными книгами. Книжные шкафы в ней высились от пола до потолка, и, казалось, что Ёсида живет на пятачке, который они оставляют ему в пользование. В библиотеке мастера было множество книг по сингаку — науке о богах-ками«. На обложках не- которых из них, по-видимому, написанных самим мастером, значилось: «Ёсида Котаро». «Возможно, это были папки с материалами, подготовленными мастером в период его работы в газетном издательстве», — предполагает Кондо Кацуюки.

Однажды, когда Кондо опаздывал на тренировку, он воспользовался услугой такси, и потом, поскольку в те времена поездки на такси для японцев еще были роскошью, Ёсида гордо представлял его всем своим гостям со словами: «Этот парень ездит ко мне на такси»!

Вскоре после того, как Кондо стал у него учиться, мастер вручил ему лист цветного картона, на котором засвидетельствовал прохождение курса Дайто-рю под его руководством. Вручая этот сертификат, он сказал ему: «Вероятно, ты мой последний ученик»...

Очень немногое сохранилось до сегодняшнего дня от сэнсэя Ёсида. Но память о нем жива — не в предметах и документах, а в сердцах учеников. Так, наставник Кондо говорит, что Ёсида Котаро научил его чувству собственного достоинства, которым обязательно должен обладать последователь будо. Вероятно, этому научился у него и Ояма Масутацу.

В своих воспоминаниях Ояма сообщает, что в 1962 г. получил от Есиды письмо и был этому очень рад. Когда же он в 1966 г. узнал о его кончине, то подумал, не было ли это письмо знаком о том, что великий мастер Дайто-рю вручает японское будо его заботам?