Семинар сэнсэя Трошина по ката Сантин. Впечатления участников

Более 20 лет занимаясь Кёкусинкай, я, как учили ранее, и как мне преподавали ранее, практиковал часто и не очень ката Сантин.
Из всего того, что было ранее … на тренировках, на экзаменах, на разных показухах, я для себя усвоил то, что в Сантин главный принцип – НАПРЯЖЕНИЕ…иначе Кимэ и, главное, Кимэ по Максимуму! Чтоб доски и разные предметы при ударах об тебя летели…и летели при ударах твоих!
Практически с начала образования Международной организации Кёкусин-кан я в её рядах! Но никогда, ни на одном семинаре в России, ни на одном международном, в том числе и в Японии, хотя я был практически на всех, я не участвовал в семинаре по ката Сантин! Их попросту не было! Кажется, что наши японские сэнсэи и сиханы забыли о нём!
Зная об истоках и истории возникновения Кёкусинкай (спасибо А.М. Горбылеву и Н.С. Демченко по курсу в РГУФКСиТ) и воспользовавшись приглашением сэнсэя Д.В.Трошина (4-й дан Кёкусин-кан), регионального представителя Федерации Кёкусин-кан каратэ-до России по Владимировской области, практикующего в данное время каратэ Годзю-рю, я и мой клуб «Семь самураев» (Нижний Новгород), в количестве 12 человек, приехали в город Муром для САНТИН-ФЕСТА! Это было классно!
Теперь подробнее…
Многие знают, что многие ката, которые практикуются в Кёкусин-кан, были взяты Масутацу Оямой из Годзю-рю (НАХАТЭ). Это Гэкисай дай, Сайфа, Сантин, Тэнсё, Сэйэнтин, Сэйпай.
Очень большой багаж!
Учитывая, что семинаров в российском Кане по Сантин не проводилось НИ разу, был очень большой интерес в этом поучаствовать!
Сантин – базовое ката Годзю-рю, основа для практики других ката.
Семинар по Сантин сэнсэй Д.В.Трошин начал с небольшой лекции о возникновении Кёкусинкай и связи этого стиля с Годзю-рю, далее более подробно остановился на необходимости связи мыслительного (сознания), дыхательного и двигательного процесса. Особо отметил, что при отсутствии хотя бы одной части этого положительного результата тренировки достигнуть невозможно.
Лично для меня про сознание было все понятно, но когда дело коснулось практики, оказалось все не так просто!
По сути, мозг должен управлять, он хочет… Но не успевает!
Трудность составила постоянная (правильная необходимость) напряженность тандэна (низа живота)! Практикуя Сантин в Кёкусинкай такого не делал (может, найдутся специалисты, которые скажут, что не прав), были фазы набора энергии (вдох с расслаблением живота) и фазы отдачи (с напряжением живота и дыханием ибуки). В Сантин Годзю-рю этого нет! Тандэн всегда напряжен! И это контролируется при парной работе!
Далее про трудности… Спина… должна быть прямой! Естественные изгибы позвоночника – и грудинный, и поясничный  - выпрямляются! Это проверяется партнером! Применяются удары по плечам… Суть, чтоб энергия от удара (звук удара говорит об этом) прямиком по прямому позвоночному столбу уходила в пол, вниз.
Естественно, до практики Сантин участники семинара выполнили подготовительные упражнения!
Задания сэнсэя Д.В. Трошина позволили найти правильный центр тяжести тела и сформировать правильное положение рук и ног участников! Кроме этого, были выполнены упражнения на «выброс силы», которые позволили ощутить работу тандэна при наборе энергии и расслаблении после выброса! Дополнительно, с использованием силы партнеров, отработали устойчивость в стойке сантин-дати.
«Текст» ката Сантин для многих участников не составил затруднений. Труднее всего было совместить всё изученное! Несколько раз Сантин был исполнен всеми участниками! Лично мне было непросто, и дело не в сложности движений, а дело в комплексе триединства – сознания, дыхания (концентрация тандэна) и движения! Особое внимание при изучении и практики Сантин сэнсэй Д.В.Трошин рекомендует обратить на окончание Сантин! При правильном выполнении Сантин в организме практикующего начинают происходить процессы, которые надо приостановить, а некоторые реанимировать, поэтому окончание Сантин имеет очень важное значение!
В общей сложности семинар продлился более 3 часов, но прошел на одном дыхании! Участники получили первоначальный положительный опыт и надеются на последующие семинары для освоения техники каратэ, необходимой для использования в спортивных поединках и для прикладного применения!
Прощу извинить, если что-то забыл или неправильно понял! Я еще только учусь!
С уважением
Р.В.Савичев, 3-й дан Кёкусин-кан, президент клуба единоборств «Семь Самураев» (Нижний Новгород)

* * *
Традиции – сильное дело. Именно традиции помогают нам сохранять и поддерживать первоначальный вид того, что когда-то было создано. Традиции наполняют смыслом каждый жест, каждое движение. Люди, сомневающиеся, нужны ли традиции вообще и есть ли в них смысл, считают, что каратэ-до делают приёмы, удары, стойки и ката. Настоящим учеником этого искусства тебя делают традиции, глубокое осмысление и понимание своих действий. Без традиций это будет лишь спорт.
Идея сэнсэя Дениса Трошина вернуться к традиционному каратэ-до нашла свой отклик в Муроме. Решили проводить тематические семинары, опираясь не только на постулаты школы Кёкусин-кан, но и на новые знания и открытия, полученные сэнсэем в школе Годзю-рю. И вот, первый шаг – семинар по теме «Сантин».
Само название «Сантин» переводится как «Три схватки». Но в этом случае это был союз, объединивший три субстанции – Ум, Тело и Дух. Ум контролировал движения Тела, а Дух наполнял все движения смыслом.
Семинар начался с истории. Сэнсэй рассказал нам о том, с чего начинался Кёкусин-кан, поделился впечатлениями от изучения ката Сантин в Годзю-рю. Ценность этого ката переоценить достаточно сложно – оно включает в себя и работу тандэна, и правильное положение тела, и дыхание ибуки. Эдакий синтез всех основ. Поэтому мы скорее хотели прикоснуться к этому, хоть чуть-чуть, но объять необъятное.
Размявшись, мы приготовились к изучению. Но и разминки было мало, нужно было сперва «настроить» свой тандэн, почувствовать, что он – центр управления, что он управляет тобой, как куклой, что именно он – сила. Ощутив тандэн, мы встали в стойку Сантин-дачи. Но дальше последовало очень интересное упражнение, когда твои ноги обвивают поясом четверо собратьев и тянут каждый на свою сторону. Чтобы не упасть, нужно было стоять на ногах довольно крепко. Сэнсэй Трошин доказал нам, что напряжение роли не играет, что одним тычком пальца оно «разлетается в пепел». А вот усилие – как раз та «каменная» стойка, что превращает тебя в скалу, несокрушимую, непоколебимую. После этого упражнения ощущение самой стойки у нас резко изменилось.
Наконец, мы начали учить ката Сантин. Сэнсэй сказал, что это ката мастера совершенствуют тщательно и кропотливо, хотя рисунок самого ката мы уловили за один семинар. Всё время исполнения тандэн должен быть основой, поэтому расслаблять его никак нельзя. Поэтому периодически в парах мы проверяли друг друга на прочность. Уже к концу семинара мы соединили и Ум, который воспроизводил нам рисунок ката, и Тело, которое превращало этот рисунок в реальность, и Дух, который давал этой реальности цвет и фактуру. Сэнсэй уверил нас, что в конце семинара мы что-то почувствуем, но не сказал, что именно. Лично для меня было два осознания. Первое – физическое – это новые возможности собственного тела, ценность дыхания и осознание таких истин, как «напряжение – плохо, усилие – хорошо» и т.д. А вот второе осознание – духовное – что каратэ-до – явление не только на тренировках и семинарах. Оно везде, оно наполняет всё твоё существование.
Что нам дал этот семинар? Мы прикоснулись к традициям, набрались новых знаний, поняли, что каратэ-до – искусство, не имеющее завершения. Что можно учиться всю жизнь, быть мастером, не снимающим белого пояса. Искусство, в котором найдётся ещё море непостигнутого, неизученного. Глядя на сэнсэя Трошина, мы видели человека, который жил этим искусством, учил и учился. Сколько возможностей приносят ему новые открытия, с которыми он делится с нами. Сразу становится ясно, искусство ли нужно человеку или спорт. Думаю, в этом и смысл возвращения традиций. Именно они помогут нам осознать, кто мы есть на самом деле.

Александра Прокофьева, Муром

Вернуться к списку новостей