Данное ката известно под названиями «Сайха» или «Сайфа».
Используемая в Кёкусин-кан для записи этого названия
иероглифическая комбинация 最破 – «Максимальное разрушение» –
подобрана искусственным образом с учетом принятого произношения
названия (т.е. то, какими иероглифами изначально записывалось
название «Сайха/Сайфа», и, соответственно, смысл этого названия,
достоверно не известно – А.Г.).
Это ката принадлежит к традиции окинавской школы каратэ Годзю-рю,
сосай Ояма Масутацу изучил его еще до создания каратэ Кёкусин в тот
период, когда он практиковал школу Годзю-рю.
Школа Годзю-рю является наиболее ярким представителем окинавского
направления каратэ Нахатэ («Боевое искусство города Наха»), она
была создана сэнсэем Мияги Тёдзюн. Мияги Тёдзюн в полной мере
изучил традицию Нахатэ под руководством великого мастера этого
направления сэнсэя Хигаонна Канрё, а затем сам поехал в китайскую
провинцию Фуцзянь, изучал там китайские боевые искусства и внес в
школу некоторые изменения по итогам собственных исследований. В
результате сложилась школа Годзю-рю в том виде, в каком мы ее
сегодня знаем (свое название эта школа официально получила в 1930
г.). Таким образом, Мияги внес некоторые изменения в структуру ката
и в использование тела (синтай унъё), вследствие чего Годзю-рю
несколько отличается от системы сэнсэя Хигаонна. Что же касается
последней, то ее унаследовала школа Тоон-рю. Некоторые отличия
имеет и версия ката Сайха школы Сито-рю, основатель которой Мабуни
Кэнва также учился непосредственно у сэнсэя Хигаонна. Кроме того,
школа Годзю-рю, основанная сэнсэем Мияги Тёдзюн, в настоящее время
разделилась на несколько ветвей, в каждой из которых и на Окинаве,
и в основной части Японии ката Сайха практикуется с теми или иными
отличиями в конкретных формах (катати) движений, в составе или в
порядке выполнения ката (тэдзюн). Даже на Окинаве исполнение этого
ката разными мастерами имеет большие или меньшие отличия.
Сам я полагаю, что варианты любых направлений имеют право на жизнь,
если только они не отходят от фундаментальных принципов и правил,
изначально заложенных в конкретном ката. Пока сохраняются эти
фундаментальные принципы и правила, изменения не представляют
серьезной проблемы, и главное – правильно изучать какой-либо
вариант, не допуская его искажения. Единственное, что принципиально
важно – исключить возможность привнесения произвольных
интерпретаций ката людьми, не обладающими надлежащим уровнем
мастерства, и избежать причинения ущерба драгоценному наследию
наших предшественников. Я неоднократно слышал рассказы о сэнсэе
Мияги Тёдзюн от своего учителя Накамура Хидэо, и в моей памяти
прочно запечатлелся его рассказ о том, как он сам лично
расспрашивал сэнсэя Мияги о том, что побудило его дать своей школе
именно такое название – Годзю-рю.
Хочу сказать несколько слов о системе обучения в школе Годзю-рю.
Надо сказать, что и на этот счет есть разные точки зрения, и я
хотел бы познакомить читателей только с одной из них.
Истоком этой школы является китайский стиль «Кулак белого журавля»
(кит. Байхэ-цюань, яп. Хаккаку-кэн, Хакуцуру-кэн), который некогда
был завезен на Окинаву из китайской провинции Фуцзянь. Стержнем
этого стиля являлись такие ката, как Сантин, Сэсан, Сансэру и
Супаринпэй. Позднее к ним добавились такие ката, как Сайфа,
Сэйэнтин, Сэпай, Курурунфа. Для обучения базовым приемам было также
разработано ката Гэкисай, и в результате сложилась современная
система Годзю-рю. Кроме тех ката, которые названы выше практикуются
также и такие пришедшие из Китая ката, как Нэпай, Папурэн и другие.
Из этих ката в программу каратэ Кёкусин вошли Сайфа и Сэйэнтин, но
сосай Ояма Масутацу внес ряд изменений в стойки, технику
перемещений и действия руками в соответствии с результатами своих
изысканий и достижений в каратэ.
Ката Сайфа, по одной из версий, принадлежит к традиции Кулака льва
(кит. Шицзы-цюань) – одного из направлений «кулачного искусства»
провинции Фуцзянь. Считается, что это ката вобрало в себя
характерные для Кулака льва удары кулаком сверху вниз, а также
жесткую, «ударную» постановку ног на пол при перемещениях (震脚,
«сотрясающий шаг» - яп. синкяку, кит. чжэньцзяо). Сайха – короткое
ката, но очень важное, поскольку включает в себя важные упражнения
в овладении «генерированием силы» (хацурики) за счет перемещений
центра тяжести вверх и вниз и «сотрясающего шага», а также
упражнения для овладения техникой правильного применения лопаток.
Поэтому тренировке Сайха необходимо уделить серьезное
внимание.
Я полагаю, что каждый претендент на черный пояс должен иметь
сбалансированную подготовленность: с одной стороны, с помощью ката
Тайкёку и Пинъан он должен овладеть базой направления Сюритэ, а, с
другой, с помощью ката Сантин и Сайфа – основательно освоить базу
направления Нахатэ. В своем отделении я уделяю очень большое
внимание ката Сайха, и не зря мои старые ученики, которых я обучал
лично, часто вспоминают: «Когда мы были коричневыми поясами, то все
время только и тренировали Сантин и Сайха».
Перевод А. М. Горбылёва по: Каратэдо ката кёхан. Ти-но маки [«Учебник ката каратэдо. Свиток Земля»]. Токио, «Китэнся», 2013, с. 28.